Считается, что домашний питомец помогает сформировать у ребенка эмоциональный интеллект и ответственность. Результаты нового исследования показали, что связь между наличием животного в доме и развитием детей оказалась сложнее, чем принято думать. Кошки, собаки и аквариумные рыбки по-разному влияют на детей.
Работу провели специалисты авторитетного консорциума CIBERESP, который координирует исследования в области здравоохранения Испании. В рамках проекта INMA, изучающего влияние окружающей среды на здоровье детей, ученые несколько лет наблюдали за 1893 семьями из разных регионов страны.
Исследователи фиксировали, какие питомцы жили в семьях, когда малышам был год и 4–5 лет. А когда они выросли и достигли возраста 7–8 лет, их родители заполнили подробные опросники, оценивающие эмоциональное состояние и поведенческие особенности детей.
Психологи учитывали не только возраст, наличие питомца и психоэмоциональное состояние ребенка. Они анализировали и другие факторы, чтобы понять, что именно влияет на проблемы у детей — кошка, появившаяся в определенном возрасте малыша, или, например, низкий доход семьи, который вынуждает взрослых много работать и уделять меньше внимания воспитанию.
Исследование показало, что на психику ребенка влияет не просто наличие питомца, а его тип и продолжительность проживания в семье. Ученые выяснили, что эти факторы гораздо важнее для психического здоровья в 7–8 лет, чем само по себе присутствие животного в доме.
Наибольшую пользу принесли хомяки, морские свинки, попугаи, аквариумные рыбки и черепахи. Главным условием их пользы для психики ребенка назвали стабильность: животные жили в семье постоянно, начиная с момента, когда малышу был год, и до возраста 4–5 лет. По мнению ученых, предсказуемость и спокойствие, которые ассоциируются с этими питомцами, способствуют снижению тревожности.
К 7–8 годам у маленьких хозяев таких животных был более низкий уровень тревожности, эмоциональной подавленности, неспособности справляться со страхами. Ученые предполагают, что не требующие сложного ухода питомцы дают малышу чувство безопасности и безмолвного принятия.
Влияние кошек на психоэмоциональное развитие ребенка оказалось самым неоднозначным и зависящим от времени появления в доме. Исследование зафиксировало негативную связь, но только в одном конкретном сценарии: питомец появился в семье, когда малышу было 4–5 лет. У таких детей в 7–8 лет отмечали высокий уровень тревожности и наличие поведенческих трудностей.
Ученые не утверждают, что кошки виноваты в возникновении психоэмоциональных и поведенческих проблем у детей. Возможно, появление питомца в дошкольный период могло быть реакцией на уже существующее неблагополучие в семье, или же сама ситуация приобретения животного стала для ребенка дополнительным источником беспокойства.
Исследование не выявило связи между наличием собаки в доме и последующими проблемами у детей. Результат не зависел от того, была ли собака у семьи постоянно или появилась в один из изучаемых возрастных периодов. Присутствие питомца в жизни семьи ученые не смогли назвать ни однозначно полезным, ни вредным для психического здоровья ребенка.
Возможно, причина в том, что положительное влияние собаки может нивелироваться трудностями ухода за питомцем, когда заботы о нем становятся источником стресса для семьи. Специалисты считают, что собака не гарантирует улучшения психического состояния ребенка, но и не вредит психике.
Отмечается, что результаты новой работы противоречат выводам более ранних исследований. Чтобы разобраться в долгосрочном влиянии питомцев на психику детей, нужны более масштабные наблюдения с участием большего числа семей. Также важно изучать качество общения ребенка с животным, используя объективные данные вместо опросников. Это помогло бы не только подтвердить догадки ученых, но и сформировать обоснованные рекомендации родителям.








