Особенности мышления влияют на жизнь и успешность людей. От когнитивных навыков зависит способность человека анализировать ситуации и адаптироваться к ним, развиваться в профессии, заниматься творчеством. Есть разные классификации мыслительной деятельности. Одна из них основана на направленности процесса и характере поиска решений. Согласно ей ученые выделяют два типа мышления: конвергентное и дивергентное. В чем разница между ними и какое важнее, расскажем простыми словами и приведем примеры.
Конвергентное мышление: в фокусе — главное
Этот тип основан на точном использовании усвоенных алгоритмов, то есть в мыслительном процессе человек идет предсказуемо, по инструкции. Он пользуется проверенными методами, опирается на логику, анализирует и систематизирует факты. Его цель — находить оптимальные или единственно точные решения. Конвергентное мышление линейное, оно сужает «поле данных» до одного вывода, лучшего варианта по таким критериям, как правильность и соответствие заданным стандартам.
Этот тип необходим:
Конвергентное мышление фокусируется на качестве и точности — быстро найти правильный ответ, выбрать лучшее конкретное решение задачи.Что значит экологическое мышление
Дивергентное мышление: вариантов всегда больше одного
Этот тип мышления предполагает, что человек способен генерировать множество идей по решению одной задачи и прогнозировать развитие событий. Он нацелен на новизну, нестандартный подход, разнообразие.
Дивергентное мышление — это отказ от шаблонов и жестких рамок. Оно связано с фантазией и экспериментами, зачастую базируется на ассоциациях, допускает на этапе генерации идей неожиданные предположения, которые на первый взгляд могут показаться странными, нелепыми. Критериями оценки здесь выступают не правильность и быстрота, а количество и разнообразие, нестандартные решения и детализация вариантов.
Такой тип мышления необходим:
В отличие от конвергентного линейного, дивергентное мышление расширяет процесс в разных направлениях. Человек фокусируется не на поиске единственно верного решения проблемы, а на количестве и новизне вариантов — что еще можно сделать.Что такое критическое мышление
Какое мышление важнее — конвергентное или дивергентное
Легче всего описать разницу между конвергентным и дивергентным мышлением на примере с одним предметом в разных ситуациях. Представьте, что у вас сломался зонт. Если хотите его починить, то важно понять, в чем причина. Значит, понадобится мышление линейного типа: нужно будет изучить механизм и определить, какая деталь вышла из строя, можно ли вернуть ей работоспособность и как это сделать. Если вы не собираетесь ремонтировать вещь, но и не хотите выбрасывать, предпочитая использовать необычным образом, понадобится «включить» дивергентный подход, креативность. Представьте, чем может стать сломанный зонт: оригинальным кашпо, абажуром для торшера, частью рекламной инсталляции или фотозоны, а из купола вполне получится сумка, рабочий фартук, деталь карнавального костюма, дождевик для малыша…
Тот же принцип применения конвергентного и дивергентного мышления действует и в других ситуациях, в том числе профессиональных. Например, в проектировании какого-то изделия авторы сначала накидывают идеи, каким оно может быть, потом применяют аналитический подход и выбирают наиболее подходящую конструкцию, а уже затем ищут, как воплотить ее в жизнь. Или руководитель, продумав алгоритм работы своего отдела, генерирует идеи, как лучше внедрить регламент. В первом примере сначала используют разветвленный дивергентный подход, потом — линейный конвергентный, а во втором все наоборот.
В любом случае взаимосвязь обоих способов мышления очевидна, выбор одного из них в конкретной ситуации зависит скорее от цели человека, а не от склада ума. Обычно конвергентный и дивергентный подходы «работают в паре», то есть люди сочетают их, пользуются обоими. Хотя может быть один из этих типов мышления базовый, применяемый чаще всего, а второй дополнительный. Преобладание аналитического или творческого подхода нередко становится причиной выбора профессии, сферы деятельности.
Пример из практики привел психолог и писатель Михаил Миллер:
Марина — успешная женщина старше тридцати, с благополучной карьерой и насыщенной жизнью, но без ощущения личного счастья. Она часто размышляла, почему вопросы семьи и отношений оказываются такими трудными. Чтобы разобраться, решила использовать комплексный подход — два способа мышления: сначала дивергентное, затем конвергентное.
Марина составила список всех — даже самых неожиданных — идей, почему не нашла свою вторую половину: от отсутствия времени для знакомств до скрытых страхов перед близостью, от детских моделей поведения до завышенных требований. Этот этап стал для нее творческим экспериментом, где ценны были любые варианты без критики и самоосуждения.
Затем Марина попробовала мыслить логически — структурировала все записи, отметила ответы с повторяющимся смыслом, составила таблицу основных причин и поняла, что решающую роль играют страхи из прошлого. Многие установки родом из семьи сказывались на ее поведении и выборе — стремление быть идеальной и избегать конфликтов, ожидание пассивной романтики.
Марина вспомнила сцену из юности, где отказ в доверии болезненно отразился на ее самооценке. Вместо бегства от этих воспоминаний женщина наблюдала их, как сторонний исследователь, задавала себе вопросы: какой поддержки ей тогда не хватило, как можно сейчас проявить заботу о себе? Так она соединила творческое генерирование идей с прагматическим анализом и отпустила часть старых сценариев.Как развиваются отношения мужчины и женщины
Как развивать конвергентное и дивергентное мышление
Оба типа мышления можно развивать одновременно, используя разные подходы. Делите такую работу на две части: сначала — дивергентный подход с генерацией идей, полетом фантазии, потом — конвергентный, суживающий, с отбором и структурированием информации.
Например, попробуйте простые упражнения:
Психолог и писатель Михаил Миллер:
Формулируйте личные и производственные задачи как творческие проблемы. Вместо «не могу наладить режим» — «как выглядеть привлекательнее», вместо «нужно урегулировать конфликт в коллективе» — сказка с образами животных, вместо «скучно учиться» — «как превратить освоение темы в приключение».
Для тренировки, находясь в общественных местах, представляйте незнакомых людей в разных образах. Например, в этнических костюмах, офисной одежде. Или поэкспериментируйте на себе. Дома возьмите свою фотографию и мысленно переодевайте изображение, а затем выберите самые подходящие вам варианты. Или распечатайте свои снимки и нарисуйте на них новые прически, макияж, костюмы.
При поиске конкретных решений для реальных ситуаций применяйте аналогии, выражайте суть проблемы метафорами. Например: «Моя прокрастинация — это болото, которое засасывает. Выбраться из него мне поможет…»
Выбрав правдоподобное понимание любой происходящей с вами ситуации, представьте, как с ней справился бы какой-то знаменитый человек или литературный герой. Возможно, их «поведение» подскажет подходящие вам пути решения. Что такое сократовский диалог
Что можно сделать?
Тренировать мозг — когнитивные навыки можно развивать в любом возрасте. Например, укреплять память и внимание. В этом помогают некоторые особенности образа жизни, музыка и продукты. Упражняться в креативности. Для ее развития придумывать необычные идеи по использованию привычных вещей и заниматься творчеством, пробовать разные хобби.










