В жизни и работе бывает необходимо разговорить человека, который не стремится к общению, что-то скрывает или слишком сдержан. Вместе с психологом-консультантом Александром Ларионовым расскажем, чем такое умение помогает в жизни, какие методы и приемы работают лучше всего, как снижать защитные барьеры и учитывать особенности разных типов людей.
Кому и зачем нужно умение разговорить людей
Умение вести диалог позволяет получить от собеседника сведения для выполнения работы, конструктивного общения или других целей. Кроме того, вы помогаете ему раскрыться, поделиться мыслями и чувствами — это особенно важно, если нужно вывести человека из опасного состояния и в общении с детьми.
Приведем простые примеры:
-
Журналист берет интервью у замкнутого или стеснительного человека, но тот отвечает односложно. Если формулировать открытые вопросы, то больше шансов, что материал получится интересным.
-
На собеседовании кандидат на вакансию нервничает, забывает о важных моментах. HR-специалисту нужно умение разговорить собеседника, чтобы узнать его реальные компетенции и мотивацию.
-
Пациент стесняется рассказывать о симптомах. Четко и деликатно сформулированные врачом вопросы помогут не только получить необходимые для диагностики сведения, но и вызвать у человека доверие, чтобы он позитивно отнесся к рекомендациям по лечению.
-
Сотрудник замкнулся после конфликта на работе. Здесь умение руководителя разговорить собеседника — способ найти решение проблемы, восстановить эффективность.
-
Стеснительный ученик боится отвечать у доски, хотя знает материал. Задавая простые вопросы, учитель помогает ребенку раскрыться, стать увереннее.
-
Личные проблемы часто связаны с обстоятельствами, о которых неловко говорить постороннему, даже психологу. Если специалист получит информацию от собеседника в деталях, то сможет понять истоки ситуации и грамотно построить терапию.
-
Друг или родственник переживает трудности, но молчит. Важно мягко разговорить его, чтобы поддержать.
Что такое эмпатия
Что нужно, чтобы разговорить человека
Позитивный настрой
Если хотите разговорить собеседника, позаботьтесь о позитивном настрое, постарайтесь избегать напряжения. Если человек видит, что вы расслаблены и не агрессивны, — меньше риск, что у него возникнут опасения и он замкнется. Придайте своему голосу теплоту, говорите спокойно, с оптимальной громкостью и без резкости.
Правильный вход в диалог
Начать диалог можно с нейтральных, но близких вам обоим тем. Они «разогреют» собеседника и покажут, что вы с ним на одной волне. Хороший вариант — задействовать личный опыт. Например: «Я сегодня столкнулся с удивительной ситуацией… У тебя бывало что-то подобное?»
Учет особенностей собеседника
Психолог Александр Ларионов:
При работе с подростками я как психолог-консультант сначала обсуждаю нейтральные темы, например музыку, фильмы или увлечения, чтобы создать доверие, а затем перехожу к более личным вопросам. Зачастую этот прием работает и в беседах со взрослыми
Учитывайте особенности общения с людьми разных типов и возрастов.
-
Экстраверты любят говорить, ценят внимание к своим историям. Задавайте интересные им самим вопросы, не мешайте высказаться.
-
Интроверты сдержанны. Не давите, дайте время подумать. Им проще вместо устной речи использовать письменную, например общение в мессенджере.
-
Эмоциональные собеседники нуждаются в эмпатии. Разговаривая с такими людьми, реагируйте на их чувства: «Я вижу, что тебе тяжело», «Да, это сложно пережить, ты молодец».
-
Рациональные люди предпочитают не тратить время напрасно, ищут свою выгоду от общения. Оперируйте фактами, логикой. Задавайте структурированные вопросы.
-
В разговорах с детьми используйте игровые элементы, простые фразы, доступный в конкретном возрасте юмор.
-
Пожилые люди нередко теряют нить диалога, у них может быть замедленная речь, слабый слух. Проявляйте уважение, терпение, не перебивайте, деликатно переводите разговор в нужное вам русло.
Подбирайте понятные собеседнику слова и стройте простые фразы.10 способов наладить отношения с соседями
Открытые вопросы
Задавайте открытые вопросы — такие, которые предполагают развернутые ответы. Иначе вы рискуете слышать только односложные «да» и «нет», не дающие практически ничего для понимания ситуации. Например, вместо «У тебя все хорошо?» поинтересуйтесь у человека, как прошел его день, что было нового и интересного. В ответ на такие вопросы собеседник начнет рассказывать о событиях и постепенно втянется в диалог.
Активное слушание
Будьте внимательным и активным слушателем. Не теряйте визуальный контакт с собеседником, реагируйте жестами и мимикой. Периодически используйте короткие реплики и мягко задавайте вопросы уточняющего характера: «Я правильно понимаю, что…?», «Расскажи подробнее». Проявляйте эмпатию, ненавязчиво и искренне демонстрируйте поддержку: «Я понимаю, что тебе нелегко говорить об этом, но…» Если позволяет уровень отношений и ситуация, пользуйтесь тактильными невербальными сигналами. Например, возьмите человека за руку или сократите дистанцию между вами.
Интересный факт
Из времени, которое люди тратят на четыре вида речевой деятельности — говорение, слушание, письмо, чтение, — 80% приходится на первые два. Человек в среднем говорит 55% времени общения, а слушанию уделяет 45%. При этом действительно полно вникать в диалог умеют только 10% людей. Вероятно, такой дисбаланс возник из-за издержек образования и воспитания: в школах и семьях детей обычно учат красиво и грамотно говорить, а не внимательно слушать.
Не отвлекайтесь во время диалога, даже если умеете выполнять сразу несколько задач, например делать уборку и слушать, — человек может воспринять это как пренебрежение и замкнуться.
Правильное завершение разговора
Не комкайте финал диалога — правильно выйти из него важно для дальнейшего общения и впечатления, которое останется от вас у собеседника. Например, психолог-консультант Александр Ларионов порекомендовал для завершения разговора:
Совет
Чтобы получить больше информации, меньше говорите сами. Когда нужно что-то уточнить, задавайте вопросы в паузах, не перебивая человека, иначе он может обидеться на вас или испугаться собственной откровенности и замкнуться. Если важно зафиксировать информацию, в том числе в памяти собеседника, периодически резюмируйте фрагменты диалога.Что такое высокочувствительность
Как снизить защитные барьеры собеседника
Защитные барьеры в общении выставляют не только незнакомые или малознакомые люди, но и близкие. Зачастую это зависит от настроения, обстоятельств. Если есть возможность выбрать подходящее время для диалога — прекрасно. Однако бывают вопросы, которые нужно выяснить немедленно или как минимум в короткий срок, а защитные барьеры мешают. Устранить их помогут:
Интересный факт
Ученые считают, что от 60 до 80% информации люди в процессе общения получают в виде невербальных сигналов, то есть жестов, мимики, поз, визуальных и тактильных контактов.Что такое психоэмоциональный вампиризм
Что можно сделать?
Научиться слушать людей и наблюдать за исходящими от них невербальными сигналами. Это поможет вам вовремя обнаруживать и решать проблемы, строить и укреплять доверие, урегулировать конфликты, поддерживать близких и достигать профессиональных целей. Будьте в общении открытыми, искренними, терпеливыми и принимайте людей такими, какие они есть.