В жизни и работе бывает необходимо разговорить человека, который не стремится к общению, что-то скрывает или слишком сдержан. Вместе с психологом-консультантом Александром Ларионовым расскажем, чем такое умение помогает в жизни, какие методы и приемы работают лучше всего, как снижать защитные барьеры и учитывать особенности разных типов людей.

Как разговорить человека

Кому и зачем нужно умение разговорить людей

Умение вести диалог позволяет получить от собеседника сведения для выполнения работы, конструктивного общения или других целей. Кроме того, вы помогаете ему раскрыться, поделиться мыслями и чувствами — это особенно важно, если нужно вывести человека из опасного состояния и в общении с детьми.

Приведем простые примеры:

  1. Журналист берет интервью у замкнутого или стеснительного человека, но тот отвечает односложно. Если формулировать открытые вопросы, то больше шансов, что материал получится интересным.

  2. На собеседовании кандидат на вакансию нервничает, забывает о важных моментах. HR-специалисту нужно умение разговорить собеседника, чтобы узнать его реальные компетенции и мотивацию.

  3. Пациент стесняется рассказывать о симптомах. Четко и деликатно сформулированные врачом вопросы помогут не только получить необходимые для диагностики сведения, но и вызвать у человека доверие, чтобы он позитивно отнесся к рекомендациям по лечению.

  4. Сотрудник замкнулся после конфликта на работе. Здесь умение руководителя разговорить собеседника — способ найти решение проблемы, восстановить эффективность.

  5. Стеснительный ученик боится отвечать у доски, хотя знает материал. Задавая простые вопросы, учитель помогает ребенку раскрыться, стать увереннее.

  6. Личные проблемы часто связаны с обстоятельствами, о которых неловко говорить постороннему, даже психологу. Если специалист получит информацию от собеседника в деталях, то сможет понять истоки ситуации и грамотно построить терапию.

  7. Друг или родственник переживает трудности, но молчит. Важно мягко разговорить его, чтобы поддержать.

Что такое эмпатия

Что нужно, чтобы разговорить человека

Позитивный настрой

Если хотите разговорить собеседника, позаботьтесь о позитивном настрое, постарайтесь избегать напряжения. Если человек видит, что вы расслаблены и не агрессивны, — меньше риск, что у него возникнут опасения и он замкнется. Придайте своему голосу теплоту, говорите спокойно, с оптимальной громкостью и без резкости.

Правильный вход в диалог

Начать диалог можно с нейтральных, но близких вам обоим тем. Они «разогреют» собеседника и покажут, что вы с ним на одной волне. Хороший вариант — задействовать личный опыт. Например: «Я сегодня столкнулся с удивительной ситуацией… У тебя бывало что-то подобное?»

Учет особенностей собеседника 

Психолог Александр Ларионов:

При работе с подростками я как психолог-консультант сначала обсуждаю нейтральные темы, например музыку, фильмы или увлечения, чтобы создать доверие, а затем перехожу к более личным вопросам. Зачастую этот прием работает и в беседах со взрослыми

Учитывайте особенности общения с людьми разных типов и возрастов.

  1. Экстраверты любят говорить, ценят внимание к своим историям. Задавайте интересные им самим вопросы, не мешайте высказаться.

  2. Интроверты сдержанны. Не давите, дайте время подумать. Им проще вместо устной речи использовать письменную, например общение в мессенджере.

  3. Эмоциональные собеседники нуждаются в эмпатии. Разговаривая с такими людьми, реагируйте на их чувства: «Я вижу, что тебе тяжело», «Да, это сложно пережить, ты молодец».

  4. Рациональные люди предпочитают не тратить время напрасно, ищут свою выгоду от общения. Оперируйте фактами, логикой. Задавайте структурированные вопросы.

  5. В разговорах с детьми используйте игровые элементы, простые фразы, доступный в конкретном возрасте юмор.

  6. Пожилые люди нередко теряют нить диалога, у них может быть замедленная речь, слабый слух. Проявляйте уважение, терпение, не перебивайте, деликатно переводите разговор в нужное вам русло.

Подбирайте понятные собеседнику слова и стройте простые фразы.10 способов наладить отношения с соседями

Открытые вопросы

Задавайте открытые вопросы — такие, которые предполагают развернутые ответы. Иначе вы рискуете слышать только односложные «да» и «нет», не дающие практически ничего для понимания ситуации. Например, вместо «У тебя все хорошо?» поинтересуйтесь у человека, как прошел его день, что было нового и интересного. В ответ на такие вопросы собеседник начнет рассказывать о событиях и постепенно втянется в диалог.

Активное слушание

Будьте внимательным и активным слушателем. Не теряйте визуальный контакт с собеседником, реагируйте жестами и мимикой. Периодически используйте короткие реплики и мягко задавайте вопросы уточняющего характера: «Я правильно понимаю, что…?», «Расскажи подробнее». Проявляйте эмпатию, ненавязчиво и искренне демонстрируйте поддержку: «Я понимаю, что тебе нелегко говорить об этом, но…» Если позволяет уровень отношений и ситуация, пользуйтесь тактильными невербальными сигналами. Например, возьмите человека за руку или сократите дистанцию между вами.

Интересный факт

Из времени, которое люди тратят на четыре вида речевой деятельности — говорение, слушание, письмо, чтение, — 80% приходится на первые два. Человек в среднем говорит 55% времени общения, а слушанию уделяет 45%. При этом действительно полно вникать в диалог умеют только 10% людей. Вероятно, такой дисбаланс возник из-за издержек образования и воспитания: в школах и семьях детей обычно учат красиво и грамотно говорить, а не внимательно слушать.

Не отвлекайтесь во время диалога, даже если умеете  выполнять сразу несколько задач, например делать уборку и слушать, — человек может воспринять это как пренебрежение и замкнуться.

Правильное завершение разговора

Не комкайте финал диалога — правильно выйти из него важно для дальнейшего общения и впечатления, которое останется от вас у собеседника. Например, психолог-консультант Александр Ларионов порекомендовал для завершения разговора:

Совет

Чтобы получить больше информации, меньше говорите сами. Когда нужно что-то уточнить, задавайте вопросы в паузах, не перебивая человека, иначе он может обидеться на вас или испугаться собственной откровенности и замкнуться. Если важно зафиксировать информацию, в том числе в памяти собеседника, периодически резюмируйте фрагменты диалога.Что такое высокочувствительность

Как снизить защитные барьеры собеседника

Защитные барьеры в общении выставляют не только незнакомые или малознакомые люди, но и близкие. Зачастую это зависит от настроения, обстоятельств. Если есть возможность выбрать подходящее время для диалога — прекрасно. Однако бывают вопросы, которые нужно выяснить немедленно или как минимум в короткий срок, а защитные барьеры мешают. Устранить их помогут:

Интересный факт

Ученые считают, что от 60 до 80% информации люди в процессе общения получают в виде невербальных сигналов, то есть жестов, мимики, поз, визуальных и тактильных контактов.Что такое психоэмоциональный вампиризм

Что можно сделать?

Научиться слушать людей и наблюдать за исходящими от них невербальными сигналами. Это поможет вам вовремя обнаруживать и решать проблемы, строить и укреплять доверие, урегулировать конфликты, поддерживать близких и достигать профессиональных целей. Будьте в общении открытыми, искренними, терпеливыми и принимайте людей такими, какие они есть.

Разбираемся в тонкостях современной жизни: