Психологи и нейробиологи из Университета Джона Хопкинса в США изучили, что происходит в мозге, когда люди учатся программировать. Исследователи хотели выяснить, используются ли для навыков кодирования уже существующие нейронные механизмы или создаются новые.
Чтобы понять, как работает нейробиология способностей к программированию, ученые с помощью фМРТ сканировали мозг 22 студентов до и после обучения языку программирования Python, которое длилось один семестр. Во время исследования участникам показывали как настоящий код на Python, так и псевдокод — короткие фразы на английском, описывающие ту же логику.
После обучения чтение кода активировало у студентов нейронные сети во фронтальной и теменной областях левого полушария — те же, что включаются при решении логических задач. Самое интересное, что мозг различал базовые понятия программирования еще до начала обучающего курса, когда участники читали не код, а описания алгоритмов в обычном тексте.
Эксперимент показал: с точки зрения нейробиологии навыки программирования — естественное продолжение логического мышления. Для освоения кода мозг не формирует новые структуры — он использует врожденные нейронные связи, отвечающие за логику, просто адаптируя их к работе с компьютерными языками.
Программирование — это создание инструкций для компьютера на специальных символьных языках. Фактически все в цифровом мире работает благодаря кодам, написанным программистами. Существуют разные языки для конкретных задач: Python — для сайтов и анализа данных, JavaScript — для интерактивных веб-страниц, Java — для мобильных приложений и банковских систем, C++ — для игр и высокопроизводительных программ, Swift и Kotlin — для приложений.
Идея о том, что программирование — это не тайное знание для избранных с особыми талантами, становится еще более очевидной с появлением вайб-кодинга. Теперь даже начинающий разработчик может сформулировать запрос, чтобы код за него написал искусственный интеллект. Достаточно понимать, что именно нужно сделать, и уметь объяснить задачу.








