По-прежнему важным направлением деятельности священников оставалась борьба с языческими обычаями, которая, однако, велась с переменным успехом, так как многие православные праздники произошли от языческих.

Священник Алексей Валковски из Белосточчины писал в церковном летописи: «Особенно вредное влияние на верующих Чернянской церкви имеют костелы Долабавски и шиша – и своим соседством с нею, и тем, что именно к ним ходят верующие из деревень Чернянского прихода.
Это влияние больше всего проявляется в держания постов и праздников, а также в ношении скапулария, четок и кружев, в использовании польских молитвенников и икон, в превосходстве польского элемента в разговорном языке окраине прихода, где православные смешанные пополам с католиками, не чуждо католичество.
Нередко вместо православных праздников они отмечают католическое». А. Валковски подчеркивал огромное уважение к книге среди своих прихожан: «Молитвенник можно найти в каждом доме, нередко увидишь и часослов, псалтирь и Библию. В большом употреблении среди верующих также польские молитвенники. Нам приходилось встречать Библию на польском языке».
Правда, священник отмечал, что смешанных браков между католиками и православными в его приходе очень мало:
«От смешанных браков три семьи. Здесь следует пояснить, что с небольшим исключением православные берут брак с православными, а католики – с католиками, хотя религиозное вражды между православными и католиками в простом народе незаметна. Бывают примеры посещения католиками православных храмов».
Еще отец Валковски утверждал, что уровень религиозности местного православного населения был выше, чем среди католиков:
«Что касается православных, то они определяются большей религиозностью (посещают церковь, держат посты)».
Несмотря на процесс секуляризации, церковь и костел по-прежнему сильно влияли на жизнь крестьян и выполняли роль важного модернизационного фактора. В предыдущем параграфе мы уже отмечали большую роль священников, особенно римско-католических, в расширении просвещения среди крестьян. Нередко при сельских храмах создавались библиотеки. А. Валковски писал, что в 1890 г. им была «организована библиотека для народного чтения». Священник также часто выполнял роль советника и судьи.
Снова обратимся к записям А. Валковскому:
«Обращается народ и до суда священника, особенно в делах, так сказать, ежедневных, морального характера. Женщины почти всегда прежде всего обращаются к суду священника».