Конфликтные ситуации — неотъемлемая часть жизни. Но есть люди, которые словно притягивают ссоры и столкновения или сами становятся источником напряжения в семье, среди друзей, коллег, в случайном окружении. Понимание типов конфликтных личностей поможет выстраивать грамотные стратегии общения, защищать границы и сохранять психологическое здоровье. Разобраться в теме нам помог психолог-консультант Александр Ларионов.Содержание

  • Черты конфликтной личности
  • 6 типов конфликтных личностей
  • Стоит ли общаться с конфликтными людьми
  • Как взаимодействовать с конфликтными людьми
  • Что можно сделать?
  • Читайте, как разобраться в себе и окружающих: 

Как распознать конфликтного человека

Черты конфликтной личности

Количество конфликтов в межличностном и межнациональном общении настолько велико, а их значимость так высока, что во второй половине XX века мировое научное сообщество выделило связанную с ними отдельную область знаний — конфликтологию. Эта дисциплина возникла на стыке социологии, философии, политологии и психологии.

Однако до сих пор нет четких характеристик конфликтных личностей и единой классификации их типов. Хотя ориентировочные признаки, которые характерны для таких людей, перечислить можно:

Степень проявления перечисленных характеристик зависит от конкретного типа личности.

Интересный факт

В современном понимании конфликт чаще всего рассматривают в связи с враждебностью поведения, агрессией, спорами и стремлением подавить оппонента. Однако английский социолог и философ XIX века Герберт Спенсер считал это явление позитивным и неизбежным, называя его стимулом к развитию общества.Почему возникают конфликты

6 типов конфликтных личностей

Существует несколько классификаций типов конфликтных личностей. Для статьи консультант-психолог Александр Ларионов предложил вариант, который не перегружен терминами. Ориентируясь на шесть описаний и примеров в этой классификации, вы легко распознаете проблемных людей в своем окружении.

1. Агрессор

Такой человек склонен к быстрым реакциям, даже не пытается разобраться в сути происходящего или в том, что сказал оппонент. Агрессор постоянно и демонстративно выражает недовольство. В споре или дискуссии грубо переходит на личности, повышает голос, пытается эмоционально давить на собеседника, игнорирует чужое мнение.

Пример: коллега устраивает скандалы из-за мелочей, обвиняя всех вокруг в том, что его притесняют, зажимают инициативу, препятствуют карьерному росту.

Важно

Агрессия — естественная реакция. Но если она чрезмерна, это вредит организму и личности человека, поэтому важно уметь с ней работать.

2. Манипулятор

Особенности этого типа — использование хитрости и преувеличений, намеренное искажение фактов. Манипуляторы часто играют на чувстве вины других людей, чтобы получить поддержку и облегчить достижение цели.

Пример: знакомый намекает или прямо говорит, что вы его бросили в трудную минуту, чтобы не помогать. И якобы только из-за этого он оказался в сложном положении.

Важно

Манипуляции возможны не только в конфликтах, но и в других жизненных ситуациях. Чтобы такое поведение не вело к серьезным проблемам, важно его определить и грамотно защищаться.

3. Жертва 

Человек с этим типом личности всегда жалуется на обстоятельства и обвиняет других в неудачах и промахах, старается избежать ответственности. Он даже не пытается разобраться в ситуации, выявить причины проблем и работать над собой.

Пример: сотрудник постоянно говорит, что ему не дают действовать и профессионально расти, хотя сам не выполняет задачи.

4. Провокатор  

Один из самых опасных типов конфликтных личностей, потому что провокатор часто маскирует свое поведение благими намерениями. Создает напряжение просто ради интереса или пытаясь самоутвердиться за счет других. Может сплетничать или иными способами подстрекать родных, друзей, коллег, знакомых к ссоре.

Пример: друг постоянно подшучивает над чем-то, отлично зная, что это вам неприятно, чтобы вывести из равновесия.

5. Упрямец

Человек подобного типа отказывается слушать аргументы, всегда стоит на своем, несмотря ни на что. По сути, упрямец спорит ради спора, провоцируя этим ссору, причем зачастую в обстоятельствах, когда она неуместна и ставит присутствующих в неловкое положение.

Пример: приятель постоянно заводит споры о правильном питании, игнорирует любые факты. Ему важно не найти истину, а высказать свою точку зрения, даже если она задевает других людей.

6. Пассивно-агрессивный тип

Люди с таким типом личности внешне спокойны, но выражают недовольство косвенно. Могут проявлять сарказм в интонациях, мимике, жестах, позах, уничижительных взглядах в сторону собеседников. Нередко пассивно-агрессивные личности игнорируют окружающих, выражая это молчанием в ответ на вопросы, саботируют совместную работу, беспричинно опаздывают на встречи и не выполняют обещания, хотя знают, что этим болезненно ударят по интересам или самолюбию других.

Пример: коллега обещал помочь с составлением важного отчета, но постоянно «забывает» сделать свою часть.

Кстати

Существует еще одна классификация из шести типов. Однако только четыре из них по-разному склонны к конфликтам. Ригидный — бескомпромиссный, со стойкими убеждениями, высокими требованиями к себе и другим. Демонстративный тип любит оказываться в центре внимания, манипулировать людьми. Сверхточный — перфекционист, никому не прощающий ошибок. Неуправляемый тип — импульсивный и агрессивный. Пятый же — противоположность четырем. Это бесконфликтный тип, избегающий ссор и готовый к уступкам. Шестой — рациональный: такие люди относятся к спорам как к возможности найти компромисс, устраивающий все стороны.9 способов решить конфликтную ситуацию мирно

Стоит ли общаться с конфликтными людьми

Решение о взаимодействии с людьми, которые провоцируют и разжигают конфликты, зависит от ситуации.

Если человек входит в близкий круг — родственник, сотрудник из вашего отдела, полностью отказаться от контактов не получится. Постарайтесь сократить общение и обговорите правила. Например, сообщите человеку запретные темы, которые вы не хотите обсуждать.

Если же в роли активного или пассивного агрессора, манипулятора, жертвы или упрямца выступает знакомый или коллега, с которым вы не связаны деловыми обязательствами, подумайте о целесообразности общения в принципе. Когда человек раздражает, пытается вывести из себя и этим причиняет вред вашему психическому здоровью, лучше прекратить контакты с ним или свести до элементарной вежливости на уровне приветствий и прощаний при встрече.

Как взаимодействовать с конфликтными людьми

В ситуациях, когда взаимодействие с конфликтными людьми любых типов необходимо:

С любым конфликтным человеком держите дистанцию. Если чувствуете угрозу своему эмоциональному состоянию, хотя бы на время прекратите или ограничьте вынужденное общение. Компромисс нужно искать только там, где это безопасно и уместно.

В первую очередь осознайте свои чувства. Не игнорируйте тревогу, раздражение или усталость после общения с конфликтным человеком. Если будете загонять проблему внутрь себя, она разрастется и может стать почти нерешаемой. Осознав ситуацию, ищите поддержку. Поговорите с близкими, которым доверяете, или обратитесь за консультацией к психологу. Берегите эмоциональные ресурсы, не тратьте время и энергию на попытки изменить тех, кто не готов менятьсяАлександр ЛарионовКонсультант-психолог

Как общаться с родителями без ссор и недопонимания

Что можно сделать?

Заботиться о себе и своих границах. Если оказались в любой токсичной среде — личных отношениях, компании приятелей, на работе, оцените возможности выйти из этого круга. Не бойтесь расставаться с теми, кто причиняет вред. Помните, что здоровое общение строится на взаимном уважении и доверии, а ваше благополучие важнее ложно понятой лояльности или страха перемен.

А вы как выходите из конфликтов? Расскажите в комментариях.