Механизм Фондов капремонта, изначально вызывавший крайнее недовольство всех, к нему причастных, так и не смог нормально заработать в рыночных условиях

Устал, обессилел, упал ФКР

Омские власти столкнулись с неприятной перспективой сокращения объёма капитального ремонта. Причина банальная – у регионального ФКР кончаются деньги на выполнение утверждённых планов. Об этом на днях сообщила прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан прокуратуры Омской области Анастасия Суринова в эфире программы «Вести ЖКХ».

Цифры говорят сами за себя. В этом году в Омске должно быть отремонтировано 700 многоквартирных домов, на что потребуется более 3-х миллиардов рублей. При этом всего в бюджете фонда осталось 200 миллионов. Можно предположить, что проблема в повышении ценников и массовом пересмотре стоимости контрактов. Ан нет – оказывается, руководство местного ФКР отличилось ещё до принятия известного постановления Правительства РФ. Как пояснила госпожа Суринова:

Риски срыва программы капитального ремонта в этом году большие. Причина – в финансовой устойчивости фонда. Он взял на себя непосильные обязательства, и темпы были заданы большие ещё в 2014 году, наш субъект – лидер в стране по количеству отремонтированных домов. Соответственно, накопленные деньги гражданами начали быстро тратиться, и в настоящее время возник дефицит этих денежных средств.

Чтобы решить проблему, прокуратура обратилась к региональным властям с просьбой софинансировать работы. Если в бюджете Омской области не найдётся на это средств, капремонт могут отложить на неопределённый срок.

Печальный пример Омска в части выполнения планов по капремонту, скорее правило, чем исключение среди российских регионов.

В Курганской области «Государево око» также заявило, что программа капремонта находится под угрозой срыва. В ходе недавней прокурорской проверки были выявлены множественные нарушения законодательства. Так контракт на выполнение проектной документации по ремонту дома № 7 на улице Красных Борцов в городе Мокроусово был заключён ещё в январе, однако до сегодняшнего дня работы не проведены, соответственно, аукционы на сами строительно-монтажные работы и стройконтроль не объявлялись.

Также существует угроза срыва краткосрочного плана капремонта в отношении нескольких зданий на улице Советской. На текущий момент объявлен лишь аукцион на изготовление проектно-сметной документации. Как отметили в прокуратуре, «имеется угроза невыполнения запланированных на территории Мокроусовского района ремонтных работ на 2022 год, либо их выполнения в зимний период, что может привести к нарушению жилищных прав граждан».

Из Самары сообщают, что Фонд капитального ремонта Самарской области был уличён в неоднократных срывах краткосрочных планов региональной программы по обновлению жилых домов. К таким выводам пришли специалисты Счётной палаты, проанализировав работу регионального оператора в 2020 – 2022 годах.

За 2020-й доля многоквартирных домов, на которых не выполнены работы, составила 62%, за 2021-й – 73%. Кроме того, организация нецелевым образом потратила субсидию на уставную деятельность и некачественно отремонтировала ряд многоквартирных домов. Невзирая на столь невысокую эффективность, руководство и сотрудники фонда исправно получали премии и прочие «необоснованные выплаты».

Аудиторы пришли к выводу, что фонд капремонта «находится в удовлетворительном финансовом состоянии», о чём и доложили губернатору Самарской области и депутатам региональной Думы.

На родине вождя мирового пролетариата проблема другая. Ульяновский ФКР, вроде бы, в график укладывается, но заказчики накапливают задолженности и когда собираются платить – непонятно. Долги перед фондом копят не только физлица, которых юристы ФКР исправно таскают в суды, но и муниципалитеты. Самый крупный долг у областного центра. Сейчас мэрия должна регоператору порядка 100 миллионов рублей, по мировому соглашению город выплачивает ежегодно по 13 миллионов рублей, но при этом новые текущие платежи так и не вносит.

И уж совсем странные вести приходят из Пермского края. Там Фонд капитального ремонта планировал отремонтировать в 2021 году 579 домов, однако работы были выполнены только на 6-ти объектах. Всего 1 процент!

По крайней мере, так сообщает региональный телеканал Ветта. В качестве причин срыва планов по ремонту чиновники назвали повышение стоимости строительных материалов, а также изначальное некорректное формирование программы капитального ремонта. Министр жилищно-коммунального хозяйства региона Артём Балахнин пояснил, что краткосрочный план на 2022 год также не будет выполнен. К ремонту на этот год запланировано 482 дома, а осилят, в лучшем случае 350.

Вот и руководство НОСТРОЙ в ходе недавнего Красноярского градостроительного форуме поделился своей невесёлой статистикой на примере Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, назвав ситуацию «довольно критической». Согласно данным РТС-тендер по капитальному ремонту, за 5 месяцев 2022 года 48% торгов не состоялось. Это говорит о необъективной начальной цене работ, несоответствующей фактической на рынке.

Доля заключённых договоров на 1 мая 2022 года от плана (в разрезе федеральных округов) составила по СФО – 30,6%, по ДФО – 29,6%. Доля выполненных работ по заключённым договорам на 1 мая 2022 года (в разрезе федеральных округов) составила по СФО – 33,2%, по ДФО – 14,9%. Некоторые регионы, такие как Республика Алтай, Еврейская АО и Чукотский АО, на 1 мая 2022 года не имеют выполненных работ вообще.

При этом если руководство ФКР со своей стороны кивает на рост ценников, то строители только пожимают плечами – добиться обещанного пересмотра контрактов практически невозможно из-за чудовищной забюрократизированности процедуры. Риски по новым договорам огромные, никаких гарантий, что ценники вновь не скакнут вверх и не придётся работать себе в убыток, нет. В итоге лучше сидеть без работы, чем выходить на торги.

Координатор по НОСТРОЙ в СФО Максим Федорченко привёл такие цифры по макрорегиону:

В Иркутской области пересчитано два контракта, в Кемеровской области от 20-ти до 30-ти контрактов, в Новосибирской области два контракта, в других регионах ноль.

В общем, приходится признать, что сам по себе механизм ФКР, изначально вызывавший крайнее недовольство всех, к нему причастных, так и не смог нормально заработать в рыночных условиях. Жильцы, мягко говоря, не понимают смысла приходящих квитанций – почему они вынуждены оплачивать ремонт, который проходит где-то в другой части города. Строители не хотят выходить на торги из-за кабальных условий. СРО не вылезают из судов, пытаясь откреститься от срыва договорных обязательств. Да и сами ФКР больше напоминают коллекторскую контору, которая основные ресурсы тратит не на строительные процессы, а на выбивание долгов из многочисленных неплательщиков.

Решение проблемы не называют, но по умолчанию понятно, что надо больше денег, которые будут искать в скудных региональных бюджетах и ещё более скудных карманах граждан, повышая цифры в загадочной платёжке…

 Искренне Ваш,
За-Строй.РФ