Вице-президент НОСТРОЙ в прямом эфире вместе со специалистами поразмышлял о том, нужно ли застройщикам покупать IT-продукты или разрабатывать самим

«У каждого свой путь»

Вчера на Ютуб-канале «Всё о стройке» состоялся очередной прямой эфир, тема которого звучала так: «Разрабатывать самим vs покупать. Зачем всё больше девелоперов пилят свои IT-продукты». Эфир провела бессменная ведущая – директор проекта Светлана Опрышко при поддержке Минстроя России, Национального объединения строителей и ПроГород (Группа ВЭБ.РФ).

О том, могут ли IT-компании перекрыть все потребности застройщиков, поразмышлял вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз. По его мнению, однозначного ответа здесь нет:

Цифровые технологии вошли на строительный рынок не так давно и приживаются в достаточно консервативной строительной отрасли довольно медленно. Но, наверное, все компании можно разделить условно на несколько групп. Есть те, которые работают с этими продуктами достаточно давно, лет 10-15. Они в большей степени создают продукт под себя. Эти продукты не для продажи и не для презентации, они отточены в том фокусе, в котором застройщики видят развитие своего бизнеса и знают, где эти продукты способны решать те или иные их проблемы. Ведь определённые IT-технологии позволяют экономить до 15-ти процентов финансовых ресурсов, упорядочивать процесс строительства, в том числе делая стройку более прозрачной, быстрой, подвижной – это уже доказанные факты. Для группы средних застройщиков, строящих в небольших объёмах, создание собственного IT-продукта – достаточно затратная история, поэтому они предпочитают находить готовые либо заказывать на рынке у IT-компаний. Зачастую, это достаточно простые продукты, которые им сейчас необходимо вводить в свой обиход в рамках законодательства. И есть компании, назовём их «модерновые», которые стараются идти в ногу со временем, с действующим развитием цифровых и IT-технологий – вот они как раз в большей части сотрудничают с заточенными на это IT-специалистами, в свою очередь давая отклик со стороны строительного бизнеса на те продукты, которые создают последние. Поэтому однозначно сказать, нужно ли создавать самому, заказывать или покупать – нельзя. У каждого свой путь. Но, на наш взгляд, чем больше существует на рынке качественных IT-продуктов, тем больше возможностей у застройщиков что-то подсмотреть – не обязательно украсть, можно купить или вдохновиться и создать что-то своё. Всё равно мы друг за другом следим, смотрим, наблюдаем, у кого-то что-то пытаемся перенять. Развитие точно есть и его вектор достаточно хороший.

По мнению операционного директора Gaskar Group Марии Пешковой, опытный IT-интегратор точно способен перекрыть большинство запросов крупных застройщиков и девелоперов. Всё зависит лишь от IT-зрелости компаний, их готовности автоматизировать свои процессы:

Для ряда компаний IT-интегратор сможет внедрить довольно простые инструменты, например, сбор фактов по выполнению непосредственно с площадки. Для тех, у кого IT-зрелость гораздо выше и стандартизированы собственные процессы, IT-интегратор сможет внедрить уже, например, электронный документооборот с юридической значимостью. Поэтому конструктор подобрать всегда можно и текущий опыт уже это показывает.

Директор по цифровым продуктам группы «Самолёт» Павел Гуштюк считает, что IT-компания не может самостоятельно подключить девелопера к полному циклу, лишь точечно. Он объяснил это тем, что обычно любой IT-интегратор обладает пакетом разных продукций, разных фирм и компании, и связать их воедино – достаточно большая работа, нацепленная именно на выстраивание всего потока функций, бизнес-процессов и данных.

Генеральный директор ГК Единство Антон Воробьёв также выразил мнение о том, что все зависит от застройщиков, их готовности к внедрению экосистем, переходу на новые IT-продукты. Говоря о пути, по которому пошли в ГК Единство, глава компании отметил, что все IT-продукты внедряют в компании путём эволюционного процесса, который сложился внутри:

В противном случае, всё, что будет навязано нам сверху или извне, как правило, получает некоторое отторжение и фактически не используется.

Поэтому, считает господин Воробьёв, должен быть разумный компромисс между развитием своей IT-отрасли внутри компании, если позволяют объёмы строительства, и взаимодействием с программными предложениями, которые уже есть на рынке.

Отвечая на вопрос о том, насколько застройщики готовы внедрять разработки друг друга, директор ООО «ТиДев», IT-директор компании Талан Константин Булинский высказал убеждение в том, что, если есть лидер рынка, всё готово «под ключ» и стоит разумных денег, – нужно это брать и использовать у себя в работе, в том числе принося в короткие сроки результат для бизнеса.

Инновационные кейсы по созданию цифровых экосистем в своих компаниях представили директор внедрения цифровых сервисов ГК «А101» Татьяна Файнблит, директор ООО «Философт», IT-директор ГК «Железно» Иван Власов, исполнительный директор ГК «Первый Трест» Александр Филиппов.