Учиться вредно

Учиться вредно

Здоровье детей ухудшается с каждым годом, и результаты многолетних научных исследований говорят, что они чаще всего заболевают и больше всего болеют в школьном возрасте. Огромное влияние на здоровье детей оказывают именношкольные факторы риска — высокая нагрузка и низкая двигательная активность.

По данным Минздравсоцразвития, около 70% детей при поступлении в первый класс могут считаться относительно здоровыми. К моменту окончания школы таковыми признаются лишь 10% учеников. Все чаще звучит термин «школьные болезни» в связи с реально значимым влиянием внутришкольной среды на здоровье учащихся. Ухудшение состояния здоровья детей в процессе обучения особенно характерно для учащихся школ с повышенной учебной нагрузкой (гимназии, лицеи и тому подобные). Учебные нагрузки в школах «нового» типа настолько велики, что большая часть детей, обучающихся в них, имеют сочетанные, полиорганные нарушения в состоянии здоровья.

Желудочно-кишечный тракт

К окончанию школы число детей, страдающих от заболеваний органов пищеварения, возрастает в три раза. Дети, испытывающие значительную интеллектуальную и эмоциональную нагрузку, но предпочитающие не обедать в школе или перекусывающие нездоровой едой, могут приобрести самые разнообразные заболевания ЖКТ. У ребенка, страдающего болезнями кишечника или желудка, перерыв между приемами пищи не должен превышать 4 часов. Особенно этого правила должны придерживаться дети младшего школьного возраста, которые, к тому же, должны исключить из своего ежедневного рациона бутерброды, чипсы, гамбургеры и питаться преимущественно горячей и жидкой едой. Однако отмечается, что даже в благополучной Москве горячее питание всего 1 раз в день имеет от 30 до 40% школьников.

Зубы

Исследование, проведенное в Волгоградской области, охватило две группы школьников — в первую вошли дети из малообеспеченных и социально-неблагополучных семей, во вторую — дети из обычных семей. Целью ученых было установить, как именно меняется заболеваемости кариесом у школьников по мере их взросления. С 7-8 до 15-17 лет у детей первой группы распространенность кариеса постоянных зубов увеличилась в 1,3 раза (с 75,00 до 100%), интенсивность кариеса достоверно увеличилась в 3 раза. Во второй группе детей с 7-8 до 15-17 лет распространенность кариеса постоянных зубов увеличилась в 2 раза (с 42,86% до 85,71%), интенсивность — в 2,2 раза. Эксперты считают, что эти данные с определенной погрешностью можно экстраполировать на всех российских школьников.

Зрение

К окончанию школы в 4–5 раз возрастает заболеваемость глаз. Дети школьного возраста часто страдают близорукостью, астигматизмом и дальнозоркостью. Кроме того, наблюдаются различные расстройства аккомодации, недостаточность конвергенции, расстройство бинокулярного зрения. Причинами заболеваний являются чрезмерные нагрузки на зрительные органы в школе и дома при выполнении уроков, частые занятия за компьютером, бесконтрольный просмотр ТВ-программ.

Нервная система и психические заболевания

К окончанию школы число учеников, страдающих от нервно-психических заболеваний, удваивается. Это обстоятельство связано не только с повышенной нагрузкой на учащихся, но связано с обстановкой в семье, наследственностью, а также социальными взаимодействиями учеников друг с другом. Отмечается, что в среднем у мальчиков наблюдается более низкий уровень нервно-психического здоровья. Именно мальчики сильнее подвержены развитию психовегетативного синдрома, синдрома нарушения внимания с гиперактивностью, расстройств поведения.

Эндокринная система

Число детей, страдающих от заболеваний эндокринной системы, увеличивается в 5 раз. К окончанию школы 60% девушек и 46% юношей имеют хронические заболевания, которые впоследствии могут повлиять на их репродуктивный потенциал. Причем проведенные углубленные исследования свидетельствуют, что реально состояние здоровья детей хуже, чем это регистрируют школьные документы. И чем старше ребенок, тем менее достоверны сведения школьной медицинской документации.

Опорно-двигательный аппарат

Школьники часто страдают сколиозами, лордозами, кифозами и другими нарушениями осанки. До 75% школьников имеют нарушения осанки, у каждого десятого школьника — диагноз «сколиоз». Проблемы со здоровьем могут быть связаны с неправильной посадкой за партой в школе и за письменным столом дома, ношением тяжелых сумок (особенно на одном плече), недостатком физической активности. Родителям нужно следить, чтобы ребенок не сутулился при ходьбе и за столом, не опускал голову и не выпячивал вперед живот. При сидении на стуле ступни должны полностью стоять на полу, а спина — иметь опору. Письменный стол, за которым ребенок делает уроки, должен быть на 20-30 см выше локтя опущенной руки. Не разрешайте школьнику делать уроки на диване или в кресле, так как это формирует неправильную осанку. Для исправления осанки обязательно необходимы физические нагрузки — как общего характера, так и специальные упражнения.

Согласно многолетним исследованиям ученых, каждое следующее поколение школьников слабее предыдущего, и чаще болеет. При этом эксперты утверждают, что общий уровень заболеваемости школьников легко снизить. Для этого необходимо увеличить двигательную активность детей, проработать вопросы, связанные с организацией учебного места школьника, купить ребенку удобный ранец и комфортную обувь, а также обеспечить школьника правильным сбалансированным питанием. Не так уж мало, конечно. Но многое из этого вполне по силам практически каждому родителю.