Группа швейцарских нейробиологов, проведя исследования на плодовых мушках, пришла к однозначному выводу, что ночное зубренье учебных трактатов перед экзаменами якобы, помогающее лучше запомнить материал, обречены на провал.

Ученым давно известно, что именно память, напрямую связанная с процессом обучения, ее функциональность, больше всего страдает от недостатка сна. Многочисленные предыдущие исследования четко показывают обусловленность ночного отдыха и нормальной консолидации процессов запоминания – преобразования кратковременной событийности в долговременный «кэш».

У дрозофил изучению подверглись так называемые DPM-нейроны, ответственные за формирование и трансформацию памяти. В результате ученые обнаружили: при искусственном активировании у мушек этих нейронных клеток – они засыпали и, наоборот, при их «отключении»– наступал период бодрствования. Самостоятельно эти нейронные «переходники» начинают работать только в процессе необходимой консолидации памяти, то есть при перегруженности мозга информацией.

Чтобы надолго и лучше запомнился уже имеющийся материал, DPM-нейроны отключают отделы мозга, отвечающие за периоды бодрствования, и организм засыпает. Подобную технологию отсечки лишнего информационного потока, ее механизм, создала сама природа.

Поэтому исследователи уверены, что подобные изыскания помогут лучше понять взаимосвязь процессов, регулирующих сон и влияющие на память. Это, в свою очередь, позволит разработать новые лекарственные средства для профилактики и лечения расстройств памяти, а также бессонницы.