Не увидим ли мы на уровне министерства повторения того, чем занимаются их младшие собратья-ностроевцы, заключая бесконечные соглашения и не предпринимая никаких попыток их выполнять?

Минстрой выходит из границ

Министерство строительства и ЖКХ РФ в этом месяце проявило немалую активность в выстраивании международных связей. В один и тот же день 16 ноября на официальном сайте Минстроя появились сразу три меморандума о сотрудничестве министерства со своими коллегами за границей: с минстроями Республики Узбекистан, Туркменистана и Сирийской Народной Республики.

География договорённостей выглядит вполне логично. Две постсоветские республики являются для российских компаний традиционными поставщиками трудовых мигрантов, а между Сирией и Россией выстроены тесные партнёрские отношения, как военно-политические, так и экономические. Это и совместные проекты в нефтегазовой отрасли, и масштабное строительство в разорённой войной стране.

Вопреки ожиданию, тексты всех трёх меморандумов не набраны под копирку, а существенно отличаются.

С Туркменистаном намечено решать такой круг вопросов:

  • содействие двустороннему обмену информацией по внедрению инновационных технологий в строительной отрасли и в области цифровизации;
  • сотрудничество в сфере разработки сметно-нормативных документов в строительстве и совершенствования системы ценообразования;
  • обмен информацией и опытом работы в части совершенствования строительных нормативных документов в строительстве;
  • получение и внедрение актуальной сметно-нормативной базы Российской Федерации в качестве донорской базы;
  • обмен информацией и опытом работы со сметно-нормативной базой Российской Федерации;
  • взаимодействие по вопросам сейсмостойкого строительства;
  • определение новых направлений и сфер взаимовыгодного сотрудничества.

В общем, практически все те же темы, что стоят на повестке дня у отечественных строительных компаний. Если не знать, что речь идёт про нашего соседа, то список выглядит как повестка заседания на круглом столе где-нибудь в Российском союзе строителей или Торгово-промышленной палате.

Для Узбекистана текст выглядит похоже, но короче и более обобщённо. Обе стороны планируют сотрудничать по вопросам:

  • градостроительной деятельности, архитектуры, градостроительного зонирования, планирования территории;
  • городской среды;
  • ценообразования в строительстве;
  • совершенствования строительных норм и стандартов;
  • внедрения современных инновационных технологии и международных норм в сфере строительства.

А вот совместный документ с Сирией получился самым конкретизированным и продуктивным. В нём приведён список из 12-ти пунктов, по котором намечено сотрудничество:

  1. Технологии быстровозводимых зданий (системы унификации зданий).
  2. Перспективное планирование возведения и содержания общественных зданий и сооружений.
  3. Содействие применению наиболее эффективных решений информационных систем обеспечения градостроительной деятельности государственными органами и организациями, осуществляющими их ведение.
  4. Планирование в сфере инфраструктурного развития и жилищного строительства.
  5. Стратегии планирования, финансирования и возведения жилья для лиц с низким уровнем дохода и различных мер жилищного обеспечения, направленных на улучшение жилищных условий граждан.
  6. Технические требования и нормативно-правовое регулирование в сфере инфраструктурного развития и жилищного строительства.
  7. Повышение качества жилищного фонда.
  8. Развитие территорий и инвестиции в объекты капитального строительства.
  9. Технические исследования, инженерное консультирование, договоры подряда и международные тендеры.
  10. Сотрудничество в технической сфере и развитие информационных технологий;
  11. Технические требования к строительному проектированию, строительным материалам, сейсмической защите зданий.
  12. Развитие обучения, особенно в области жилищного строительства.

Стоит отметить, что этот последний документ содержит и конкретные шаги по воплощению в жизнь. В нём декларируется создание рабочей группы для координации совместной работы. В остальных двух меморандумах Минстрой России ограничивается общими формулировками о том, что «сотрудничество будет осуществляться в соответствие с программой сотрудничества», которую, понятно, ещё только предстоит разработать.

В общем, остаётся только гадать, чем вдруг вызвана такая активность министерства на международной арене, тем более, что раньше подобных шагов за Минстроем не замечалось. Возможно, что речь идёт о выполнении вполне чётких установок из федерального центра. В последние годы в мире всё быстрее формируются замкнутые страновые кластеры со своими общими экономическими системами, а нынешний военно-политический кризис только ускорил эти процессы.

Для России партнёрами органично являются страны постсоветского пространства и военно-политические союзники на Ближнем Востоке. В рамках такой логики выглядят вполне логично попытки на государственном уровне создать единое экономическое и технологическое пространство, с общими системами техрегулирования, а также наращиванием взаимных инвестиций и деловых связей.

Вот только способен ли к выполнению этих задач Минстрой в его современном формате? Не увидим ли мы на уровне министерства повторения того, чем занимаются их младшие собратья-ностроевцы на российских просторах, заключая бесконечные соглашения с главами регионов и не предпринимая никаких попыток их выполнять?

Из Кремля уже не раз и не два доносились призывы к российским строителям выходить на международную арену. Пока выглядит примерно, как попытки мамы заставить мальчика-ботаника сходить поиграть в футбол с дворовыми мальчишками. Бизнес, привыкший кое-как выживать у себя дома, к увеличению масштабов явно не готов. А чиновники зачастую воспринимают международную активность как комфортабельные покатушки на многочисленные выставки да форумы за казённый кошт.

Насколько серьёзным может оказаться нынешний курс по налаживанию экономических связей в зарубежье ближнем и не очень, мы скоро поймём на практике, в зависимости от дальнейших шагов ведомства.