Почему очередной законопроект вызвал взрыв негодования со стороны тех IT-гигантов, которые на сегодня контролируют российский рекламный рынок

Конец рекламной вольницы?

Цифровые компании, поделившие рынок электронной рекламы в стране, крайне недовольны попытками российского Правительства навести порядок в их вотчине. Причиной для возмущения стал проект закон о создании единого оператора электронных объявлений.

Как известно, сейчас вся цифровая реклама успешно поделена между несколькими крупными игроками, которые прекрасно уживаются друг с другом и удерживают практически монопольные цены. У предпринимателя, который хочет продвигаться свои товары и услуги в интернете выбор невелик – идти на поклон к Яндексу, полностью контролирующему рынок контекстной рекламы, к MailGroup, монополизировавшей все оставшиеся доступными соцсети, либо на Авито, подмявшего под себя доски частных объявлений.

Ценники при этом устанавливают сами IT-корпорации, не ограничивая себя ничем, кроме собственных пожеланий и аппетитов. Такой подход привёл к тому, что стоимость коммерческой рекламы в сети давно уже забралась в поднебесные выси и для многих фирм, особенно из малого и среднего бизнеса, цена лида (звонка или заказа) балансирует на грани рентабельности.

Вот к этому сверхвыгодному бизнесу и решили присмотреться российские власти. Законопроект № 160605-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» (по вопросу распространения цифровой наружной рекламы и установки цифровых рекламных конструкций)» предложил депутат от «Единой России» Артём Кирьянов. Документ предусматривает, что размещение всей цифровой наружной рекламы и электронных объявлений будет проходить через единого оператора. Оператор будет устанавливать стоимость таких услуг, проверять любую размещаемую информацию и защищать личные данные пользователей. Кроме этого, оператор сможет в течение 30-ти лет размещать цифровую рекламу на государственном и муниципальном транспорте и без торгов устанавливать на государственной земле рекламные щиты.

Причём, автор аргументировал свою позицию соображениями не экономического, а политического характера. Объясняя, например, тем, что на электронных табло и площадках, типа Авито, могут разместить террористические призывы и рекламу экстремистских организаций

На проходившем после официального окончания весенней сессии внеочередном пленарном заседании депутаты приняли законопроект в первом чтении.

Как нетрудно догадаться, законопроект вызвал взрыв негодования со стороны тех IT-гигантов, которые на сегодня контролируют российский рекламный рынок. Со своим возмущённым письмом в Госдуму уже обратились АНО «Цифровая экономика», «Яндекс», Сбер, фонд «Сколково» и «Авито». Цифровые олигархи заявляют, что законопроект о создании единого оператора электронных объявлений угрожает монополизацией рынка и повышает риски распространения ложной информации.

Законопроект, создавая необоснованные преференции для бизнеса единого оператора, не несёт дополнительной пользы для государства, рынка и граждан.

Это так вопиют эксперты из вотчины Германа Грефа. В «Яндексе» считают, что такое регулирование «избыточно», а главное, его нужно было предварительно обсудить с представителями IT-отрасли.

А по мнению генерального директора Авито Владимира Правдивого, ведение новых норм просто уничтожит российский рынок электронных объявлений. В результате, якобы, накажут добросовестные компании, а россияне будут вынуждены продавать и покупать товары через неконтролируемые мессенджеры, зарубежные соцсети и тому подобные ресурсы.

Что тут скажешь, жалобы на потенциальную монополизацию рынка выглядят откровенно «от лукавого» – рынок и без того монополизирован тремя-четырьмя компаниями, каждая из которых полностью контролирует свой сегмент электронной коммерции и пускать туда никого не намерена. Не нуждается в особых комментариях и «добросовестность» агрегаторов рекламы.

В том, какой поток мошеннических объявлений, инфоцыганщины и откровенно противозаконных манипуляций изливается на нас из Интернета через легальные рекламные каналы, может убедиться любой человек, хоть раз в неделю открывающий любой сайт с рекламными баннерами. Достаточно вспомнить хотя бы пресловутую продажу «допусков СРО» и торговлю специалистами НРС. При этом добропорядочному гражданину, который решил вдруг рекламировать какие-то простые вещи, вроде услуг по кройке и шитью на дому или продажи картошки со своего участка, прохождение модерации на такого рода ресурсах может стать головоломной задачей. Очевидно, что наводить порядок в этой области, и чистить рынок рекламных объявлений необходимо.

Единые государственные тарифы смогут хоть немного ограничить и аппетиты IT-компаний, которые сегодня, пользуясь своим монопольным положением, ставят астрономические ценники на свои услуги.

Наконец, наличие контрольного органа в виде Единого оператора рекламы станет ещё и хорошим рычагом влияния, который позволит присмотреть за бизнесом отечественных айтишников. «Отечественность» многих из которых остаётся под большим вопросом. Не секрет, например, что Яндекс уже давно зарегистрирован в Нидерландах и переходить в российскую юрисдикцию категорически отказывается, невзирая на все предложения. Поскольку доходы от рекламы составляют львиную долю заработка цифровых гигантов, новый механизм работы даст государству гарантию на случай возможных антироссийских действий этих компаний.

С другой стороны, пока непонятно, в какой форме будет работать этот Единый оператор рекламы. Будет ли он госкорпорацией или частной компанией, работающей по контракту? Либо речь идёт о том, чтобы отдать данный функционал какому-либо профильному ведомству, например, тому же Роскомнадзору?

Спикер Госдумы Вячеслав Володин настоял, что законопроект необходимо принять в первом чтении, но ко второму доработать и убрать все риски, связанные с монополизацией. По мнению господина Володина, главное в инициативе – защитить рынок от иностранных собственников таких площадок, которые могут ввести санкции и оставить россиян без привычных сервисов.