«Я не разбираюсь в современном искусстве» — эту фразу часто можно услышать, когда начинается разговор о творчестве художников ХХ и ХХI веков. Почему мы можем ценить Караваджо и Рембрандта и отвергать то, что было создано в наше время? Лукаш Гжесичак и Доминика Кардась в следующем выпуске подкаста Audioplastykon беседуют с Рафалом Борчем, художником и профессором Академии изящных искусств в Кракове. Нужно отдельно отметить, что если вас интересует Картины абстракция, то вам нужно посетить данный сайт.

«Искусство всегда было на два шага впереди своих современников», — говорит Рафал Борч. «Вы должны помнить, что Караваджо был совершенно неправильно понятым художником в то время, когда он создавал Рембрандта — давно забытого художника. Требуется время, чтобы определенные темы и формы выражения, используемые в искусстве, стали для нас коммуникативными».

Первое: образование

Художник указывает, что основная причина, по которой мы неохотно занимаемся искусством во взрослой жизни, — это отсутствие адекватного образования. «Если мы посмотрим даже на учебники по искусству для начальной школы, то из них вылезет полный хаос. Они совсем не готовят ученика к искусству. К тому же уроки рисования считаются ненужными — ведь на экзаменах я беру другие предметы»- комментирует Борч.

Между тем — вместо тестов по классификации цветов или типов перспективы — более важным в художественном образовании является встреча с искусством лицом к лицу. «Важно видеть искусство вживую, ходить в музей, в галерею. Это требует определенных усилий с нашей стороны, поэтому очень важно водить самых маленьких детей на выставки, в театр, на мастер-классы, проводимые в художественных галереях. Он уже работает в больших городах, но в маленьких — он все еще находится в зачаточном состоянии», — говорит профессор Академии изящных искусств в Кракове. Проблема, по его словам, также в отсутствии адекватного финансирования как художественного образования, так и самих художников.

Искусство — это не выход

Интерес к искусству иногда воспринимается как снобизм — недавно это проявилось в общественных дебатах после премьеры книги Дональда Туска. В нем бывший премьер-министр вспоминает, как, посещая различные места в мире, он тайком ускользал с дипломатических встреч, чтобы посетить музеи, в которых хранятся самые важные произведения искусства. Некоторые читатели восприняли это как доказательство снобизма Туска и оторванности политических элит от жизни простых людей.

«Жалко, что интерес к искусству считается бегством от действительности. Искусство, напротив, помогает нам понять окружающий мир. Именно художники одними из первых подняли темы социальной изоляции, миграции или климатической катастрофы в общественных дебатах», — говорит Рафал Борч. И добавляет: «У каждого из нас есть потребность принадлежать к чему-то элитарному. Если я чувствую себя хорошо, потому что принадлежу к этой небольшой группе людей, которые, например, ходят в театр или музей, что в этом плохого?»