Наиболее активные саморегуляторы вынуждены выстраивать самостоятельные каналы работы и искать альтернативные площадки для защиты интересов строителей

К админбарьеру, сударь!

На прошлой неделе состоялось объединённое заседание сразу двух комитетов общественной организации «Опора России» – комитета по строительству и комитета по комплексному развитию территорий и формированию комфортной городской среды. А с точки зрения строительного саморегулирования гвоздём программы стала презентация главы Ассоциации «Сахалинстрой» Валерия Мозолевского на злободневную тему административных и финансовых барьеров малого и среднего бизнеса.

Не секрет, что неугомонный Валерий Павлович, окончательно убедившись в активном нежелании руководства Национального объединения строителей прислушиваться к каким-либо предложениям, кроме заранее согласованных, встал на путь самостоятельной работы с общественным мнением. И предпочитает совмещать выступления на открытых площадках с обращениями в федеральные органы напрямую от своей СРО.

Вот и в «Опоре России» прозвучали актуальные слова о том, как живётся и работается подрядному бизнесу в современных условиях. Господин Мозолевский обратил внимание на наличие административных барьеров в сфере строительства, особенно в виде необоснованных обязательных требований к членам саморегулируемых огранизаций обязательств. Примером такого бюрократического подхода было названо обязательное требование о наличии у члена саморегулируемой организации по основному месту работы двух специалистов для организации строительства в должности главных инженеров проектов независимо от того, есть или нет в настоящее время у него подрядный договор на строительные работы, исполнение которого должен обеспечивать указанный главный инженер проекта.

В ходе обсуждения участники решили дополнительно изучить этот вопрос и выработать предложения по замене данного требования более эффективной моделью, подразумевающей гибкие требования по количеству специалистов у члена СРО в зависимости от количества осуществляемых строительных проектов.

Впрочем, пока все усилия строительного сообщества обратить внимание Минстроя России на формальный подход при определении «необходимого» количества специалистов, оканчивались ничем. В силе остаётся прописанная директивная норма в два специалиста на компанию, вне зависимости от того, идёт ли речь про гигантский холдинг, работающий в половине российских регионов, или это микроскопическая бригада, которая ремонтирует крыши по линии ФКР. По какой-то причине, это требование остаётся для строительных чиновников «священной коровой», впрочем, так же как не менее формальная десятилетняя планка стажа.

Так называемое двойное обеспечение ответственности подрядчика при выполнении строительных работ по государственным или муниципальным контрактам стало следующим вопросом, который обсудили в рамках заседания. Как известно, в соответствии с действующим законодательством, наряду с предоставлением заказчику информации об уплаченных членом СРО взносах в компенсационные фонды обеспечения договорных обязательств в выписке из реестра членов у победителя торгов есть обязанность дополнительного обеспечения обязательств по контракту, а именно представление банковской гарантии или внесения денежного задатка. И этой опцией заказчики пользуются часто и с удовольствием, фактически, налагая на подрядчиков дополнительное и избыточное обременение.

Члены комитета Ассоциации «Сахалинстрой» единогласно согласились с необходимостью исключения данных обеспечительных мер из Федерального закона № 44-ФЗ для действующих членов СРО, чья ответственность уже реальна обеспечена сформированными фондами саморегулируемой организации. При этом участники заседания согласились, что дополнительные обеспечительные меры имеет смысл сохранить для случаев авансирования осуществляемых работ.

Третьей темой, которую обсудили участники встречи с подачи Валерия Павловича, стало сокращения сроков приёмки выполненных работ заказчиком. Для этого, по мнению докладчика, необходимо упорядочить саму приёмку выполненных работ (регламент) и сократить её сроки до трёх рабочих дней. При этом заложенный законом семидневный срок оплаты после подписания документов о приёмке работ будут ощутимы для малого и среднего бизнеса.

Наконец, последним вопросом директор «Сахалинстроя» назвал проблему обоснованности расчёта начальной минимальной цены контракта (НМЦК). От обоснованности расчёта НМЦК зависит исполнимость и рентабельность контрактов в строительной сфере. В главе 9 сводного сметного расчёта, как правило, не включаются все затраты подрядчиков, которые перечислены в приложении № 9 Приказа Минстроя России от 4 августа 2020 № 421/пр. По словам эксперта, достаточный контроль за соответствие НМЦК в период проведения закупки не предусмотрен. Предложено внести изменения в законодательство РФ о передаче отмеченных полномочий обратно в Федеральную антимонопольную службу.

Действительно, все вопросы актуальны и востребованы, о всех говорили не раз и не два. И весьма печально, что наиболее активные саморегуляторы вынуждены выстраивать самостоятельные каналы работы и искать альтернативные площадки для защиты интересов строителей. В то время как официальные Национальные объединения углублены совсем в другие вопросы…

 Искренне Ваш,
За-Строй.РФ