Межотраслевая ассоциация СРО «Синергия» провела опрос и выяснила, насколько востребована сейчас профессия строителя

И всё-таки достойная зарплата – главное!

Достойная заработная плата и высокое качество организации строительных работ смогли бы значительно повысить интерес граждан к профессии строителя. Так считает большинство компаний, принявших участие в опросе Межотраслевой ассоциации саморегулируемых организаций «Синергия», который был приурочен к профессиональному празднику – Дню строителя.

Проблема низкой заработной платы в большей степени затрагивает специалистов с невысокой квалификацией, из-за чего в компаниях зачастую возникает дефицит работников, отмечают эксперты «Синергии». Президент Межотраслевой ассоциации Александра Белоус уверена:

На сегодняшний день вопрос повышения качества отечественной стройки как в части возводимых объектов, так и организации строительных процессов является одним из основных в отрасли. И во многом эти проблемы сможет решить применение современных цифровых технологий, а именно – технологий информационного моделирования, вопрос внедрения которых активно обсуждается с прошлого года. На наш взгляд, по мере модернизации отрасли и, соответственно, необходимости привлечения специалистов с новыми компетенциями, во многом будет способствовать появлению в отрасли молодых перспективных кадров. Безусловно, такие специалисты будут заинтересованы в постоянном повышении своей компетенции, чтобы оставаться всегда востребованными на рынке.

Так, более 90% респондентов считают, что профессия строителя на сегодняшний день востребована в нашей стране. Лишь 7% опрошенных ответили, что строительная сфера в части профессиональных возможностей не пользуется интересом среди россиян.

Как решить кадровый вопрос в отрасли? Главным фактором, который смог бы повлиять на повышение престижа профессии среди граждан, по мнению строителей, является достойная заработная плата. Так считают без малого половина участников опроса (44%). Второе место по популярности ответа занимает высокое качество организации строительных процессов – такое мнение высказали более трети респондентов (35%). Повышение прозрачности работы ведомств и профессиональных сообществ смогло бы положительно сказаться на востребованности профессии среди граждан, такая точка зрения замыкает тройку самых распространённых ответов среди участников опроса (более 8%).

Более 10% строителей назвали разные причины, которые смогли бы повысить интерес россиян к профессии строителя, среди них, например, внедрение цифровых технологий в строительство (7%), стабильные объёмы работы (2%), популяризация рабочих профессий среди учащихся средних общеобразовательных учреждений (2%).

Почему россияне не верят в профессиональные возможности стройки? Более трети опрошенных компаний (35%) считает, что низкое качество организации работы на стройке мешает повышению интереса граждан к профессии строителя. Свыше 32% респондентов убеждены, что главная причина кадрового «голода» строительной сферы заключается в небольших зарплатах строителей. Граждане уверенны, что строительство объектов – это тяжёлый труд – порядка 27% строительных компаний называют это основной причиной нежелания россиян работать в строительной сфере.

Более 6% респондентов считают, что повысить престиж профессии среди граждан мешают избыточные требования к квалификации специалистов стройотрасли.

Госпожа Белоус резюмирует:

На наш взгляд, решить проблему несовершенной организации строительного процесса поможет, в том числе повышение качества и «изменение подхода» к обучению учащихся профильных вузов. Сейчас наши компании нередко жалуются, что молодые специалисты, только закончившие учёбу, не владеют практическими навыками, и в отдельных случаях почти 100-процентно. Отсюда вытекает вывод о том, что нужно больше практики, и лучше даже внедрять её уже на начальных курсах, обеспечивать студентам больше взаимодействия со строительными компаниями.

Опрос проводился среди свыше 2-х тысяч строительных компаний, которые входят в состав «Синергии». Из них более 47% осуществляют свою деятельность по всей стране; свыше 27% – по Москве и Московской области; в нескольких регионах – порядка 24% компаний.