Не дожидаясь завершения концептуального долгостроя, в который превратилась Стратегия-2035, власть решила работать со стройкомплексом по государственной программе

Госпрограмма, с которой жить и работать

К числу документов, которые призваны спланировать работу строительной отрасли в нашей стране добавился ещё один. В настоящее время на официальном портале по раскрытию информации опубликован проект постановления Правительства РФ «Об утверждении комплексной государственной программы Российской Федерации «Строительство».

Проект постановления подготовлен во исполнение распоряжения российского Кабмина от 11 апреля 2022 года № 829-р, в соответствии с которым раздел III перечня государственных программ нашей страны, утверждённого распоряжением Правительства от 11 ноября 2010 года № 1950-р был дополнен комплексной государственной программой Российской Федерации «Строительство».

В отличие от пресловутой Стратегии-2035, конец работы над которой, судя по всему, придётся как раз на 2035 год, старт реализации госпрограммы намечен на 1 января 2023 года. То есть, всего через четыре с небольшим месяца.

Документ состоит из пяти разделов.

 

I. Оценка текущего состояния сферы строительства и управления государственными капитальными вложениями

Раздел начинается со статистической справки – по данным Росстата объём работ по виду деятельности «Строительство» в 2021 году составил порядка 10,8 триллиона рублей (+6% к 2020 года в сопоставимых ценах), при этом по сравнению с 2010 годом данный показатель вырос на 13,5%. В отрасли находятся более 480-ти тысяч строительных организаций.

Строительная отрасль является одной из основных в российской экономике: в ней формируется около 6% совокупной валовой добавленной стоимости (ВДС) по экономике в целом. ВДС строительной отрасли (в сопоставимых ценах) в 2021 году находилась на 1,9% выше уровня 2011 года, что говорит о наличии потенциала для восстановительного роста строительной отрасли темпом, опережающим рост ВВП.

Ежегодный объём капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности составляет порядка 3,5 триллиона рублей, из них около 1-го триллиона рублей – инвестиции в федеральные объекты. Так, в 2019 году, инвестиции по федеральной адресной инвестиционной программе составили 845,7 миллиарда рублей, в 2020 году – 893,03 миллиарда рублей, в 2021 году – 936,7 миллиарда рублей.

Огромные деньги, которые, по оценкам экспертов Минстроя России, расходуются крайне неэффективно. Как показала многолетняя практика, действующая федеральная адресная инвестиционная программа финансово не сбалансирована, на что, в том числе, оказывает влияние удорожание строительных ресурсов. Кроме того, действующий порядок реализации инвестиционных проектов не обладает гибкостью к изменениям внешних условий и не позволяет оперативно корректировать ход исполнения программы капитальных вложений, препятствует эффективному кассовому исполнению.

Как изменить эту непростую ситуацию, написано во втором разделе, который называется…

 

II. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере строительства и управления государственными капитальными вложениями

Авторы указывают, что приоритеты государственной политики в сфере строительства и управления государственными капитальными вложениями определены в следующих источниках:

  • Национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации, утверждёнными указами Президента Росси от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», от 2 июля 2021 года № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
  • Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года.
  • Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года.
  • Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года.

Пресловутая Стратегия-2035, как видим, не упомянута, видимо, в Правительстве тоже отчаялись добиться её согласования и окончательно махнули рукой на этот концептуальный документ. Нет упоминания и о недавно широко анонсированной Стратегии по агрессивному развитию инфраструктуры.

Основными приоритетами государственной политики в сфере строительства и управления капитальными вложениями названы:

  • формирование долгосрочной, прозрачной и сбалансированной программы капитальных вложений, которая предполагает, в том числе, переход к единому акту Правительства РФ по финансированию (софинансированию) объектов капитального строительства;
  • цифровизация указанных процессов в государственной интегрированной информационной системе «Электронный бюджет»;
  • а также сокращение объёмов незавершённого строительства.

Реализация государственной политики в сфере строительства и управления капитальными вложениями будет способствовать достижению следующих целей:

Цель 1 – ежегодное увеличение доли введённых объектов капитального строительства в эксплуатацию от запланированных к вводу не менее 5%.

Цель 2 – достижение 100% введённых объектов капитального строительства к 2027 году от планового значения.

Цель 3 – достижение ежегодного кассового освоения средств федерального бюджета по капитальным вложениям на уровне не мене 99%.

Цель 4 – сокращение объёмов незавершённого строительства к 2027 году на 100 % от общего объёма запланированных к сокращению объектов незавершённого строительства.

О том, как достигать этих целей, написано в последующих разделах.

 

III. Задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного решения в сфере строительства и управления государственными капитальными вложениями

Это самый лаконичный раздел документа, который занимает всего половину странички машинописного текста. Он отсылает пользователя к предыдущей части и указывает, что финансирование мероприятий госпрограммы осуществляется за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также за счёт внебюджетных источников. Объёмы средств подлежат ежегодному уточнению, исходя из необходимости достижения целей.

Очевидно, вопросы национальной безопасности, в том числе, и в части строительства, регулируются иными документами, которые имеют совершенно другой механизм утверждения и согласования.

 

IV. Задачи, определённые в соответствии с национальными целями

В этом разделе можно увидеть исчерпывающий список из поставленных задач.

1. Совершенствование механизмов по управлению капитальными вложениями, в части оптимизации процедур по формированию и планированию бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений. В этот пункт входит повышение эффективности расходование бюджетных средств, сокращение админбарьеров и прочие благие пожелания.

2. Создание отдельного модуля управления капитальными вложениями и перевода всех процессов по формированию и реализации мероприятий по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства в ГИИС «Электронный бюджет».

3. Централизации функций по обеспечению строительства объектов капитального строительства федеральной собственности.

4. Повышение компетенций и ответственности заказчиков строительства объектов федеральной адресной инвестиционной программы.

5. Создание механизмов по управлению объектами незавершённого строительства и выработка системных мер по их ликвидации.

 

V. Задачи обеспечения достижения показателей социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня по Российской Федерации, а также иные задачи в сферах реализации комплексных программ.

Последний раздел документа, относящийся к строительным комплексам субъектов, также весьма лаконичен. Он содержит отсыл к региональным госпрограммам Российской Федерации:

  • «Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа».
  • «Развитие Северо-Кавказского федерального округа».
  • «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации».
  • «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя».
  • «Социально-экономическое развитие Калининградской области».

 

***

Похоже, что по этой программе федеральная власть в итоге и будет развивать строительный комплекс. Основные ориентиры в ней вполне совпадают с ранее проводимой политикой – цифровизация, централизация, достройка незавершённых объектов, повышение контроля за использованием бюджетных средств и точечная работа с ключевыми макрорегионами.