Для решения проблем с капремонтом МКД участники рынка предлагают пересмотреть подход к ценообразованию

А пока «недоремонт» продолжается…

Как отмечают наши коллеги из газеты «Коммерсантъ», проблемы ценообразования работ по капремонту многоквартирных домов, которые сейчас власти пытаются сгладить временными антикризисными мерами, остаются для отрасли весьма острыми в силу своей системности. За январь – май доля несостоявшихся торгов на заключение таких контрактов составила 48%, и такой «недоремонт» при довольно высокой платёжной дисциплине за него граждан тянется из года в год. В связи с этим участники рынка предлагают пересмотреть сам подход к ценообразованию за счёт ухода от норматива предельной стоимости контрактов и повышения индекса расчёта сметной стоимости или же разработки отдельных индексов для капремонта.

Отраслевые объединения предлагают пересмотреть подходы к ценообразованию в сфере капремонта многоквартирных домов. Как показывают данные о заключении контрактов, проблему отрасли можно назвать системной. Так, президент НОСТРОЙ Антон Глушков, выступая на Красноярском градостроительном форуме, сообщил, что за январь – май 48% торгов на заключение таких контрактов не состоялось. По его словам, это сигнализирует о том, что рынок капремонта остаётся «не очень привлекательным» для участников торгов. Подтверждает это и динамика прошлых лет. Как пояснил Антон Николаевич, в целом доля несостоявшихся торгов составляет около 50%, а в 2021 году доходила до 60% всех контрактов.

По данным Минстроя России, ежегодно проводится капремонт примерно 45-ти тысяч домов – это около 180-ти миллиардов рублей в год. В целом же в программе числится 800 тысяч домов общей площадью почти 2,7 миллиона квадратных метров. По словам заместителя главы Минстроя Алексея Ересько, сейчас вопрос ценообразования в сфере капремонта стал «очень острым» – для поддержки отрасли Правительство РФ уже приняло ряд мер, которые должны позволить хотя бы не снижать темпы капремонта в стране.

Речь идёт, в частности, о временных мерах антикризисной поддержки – повышении уровня авансирования работ по проведению капремонта, также в мае возобновлён действовавший в 2021 году механизм пересмотра цены договора (до 2023-го её можно увеличить в пределах 30% из-за удорожания стройматериалов).

Как подчеркивают в Минстрое, это затрагивает только стоимость контрактов и не влечёт за собой повышения взносов граждан, за счёт которых финансируется система капремонта – их собираемость составляет 90%.

Предполагается, что поддержка будет востребована. Но, как отмечает господин Глушков, пока вряд ли можно говорить о «повсеместной» работе механизма увеличения цены контракта в регионах – в большей степени это связано с тем, что субъекты Федерации не готовы принимать на себя ответственность. Решить этот вопрос должно принятие методики расчёта изменения цены контракта – Минстрой уже направил её на регистрацию в Минюст.

Тем не менее эта мера носит временный характер и саму проблему вряд ли устранит: судя по тому, что доля несостоявшихся торгов колеблется около 50%, особого влияния возможность пересмотра цены контракта в 2021 году не оказала.

Значительная доля несостоявшихся торгов, по мнению исполнительного директора Ассоциации региональных операторов капремонта Анны Мамоновой, связана с тем, что регионы вынуждены проводить аукционы по уже утвержденным ценам, без учёта удорожания, и не могут их превысить. Таким образом, пояснила она, оперативная актуализация предельной стоимости не происходит, соответственно, в период резкого роста цен показатель оказывается «неадекватным».

Некорректность первоначальной цены, как поясняет Антон Глушков, связана со спецификой работ по капремонту – например, проведение работ без отселения жильцов увеличивает трудозатраты по сравнению с новым строительством. В связи с этим участники рынка предлагают «отойти» от норматива предельной стоимости как «искусственного ограничителя». По словам господина Глушкова, «работа должна стоить ровно столько, сколько она стоит на рынке». Другое предложение – повышение индексов для расчета сметной стоимости работ по капремонту или разработка специальных индексов для этой сферы (сейчас для этих целей используются те же, что и для строительства в целом), поскольку рыночное удорожание себестоимости капремонта не перекрывается ростом индексов.

Эти идеи в Минстрое комментировать не стали…